Инструктивно методическое письмо о формировании учебных планов образовательных организаций на 2022-2023 уч год

Инструктивно-методическое письмо
«О формировании учебных планов образовательных организаций
Хасавюртовского района, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2022/2023 учебный год»
1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебные планы образовательных организаций, реализующих основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования (далее - образовательные организации),
формируются в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального
общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного
общего образования);
- Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;
- Приказа Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
- Приказа Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Приказа № 254 от 20 мая 2020 г. «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность» (с внесенными
изменениями);
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного

общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №
699;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20);
- Письма Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий»;
- Рекомендаций по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий;
- Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические
рекомендациипо уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности».
- Примерной основной образовательной программы начального общего
образования (далее ПООП НОО), одобренной решением федерального
учебного методического объединения по общему образованию (протокол 1/22
от 18.03.2022 г.)
- Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (далее ПООП ООО), одобренной решением федерального
учебного методического объединения по общему образованию (протокол 1/22
от 18.03.2022 г.)
1.3. Обучение в первых классах проводится по 5-дневной учебной неделе и
только в первую смену.
1.4. Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе
определяется образовательной организацией в соответствии с СанПиН.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее
2954 часов и более 3190 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе – 35 минут;
- во 2-4 классах – 35-45 минут (по решению образовательной
организации).
1.5. Учебный план является частью образовательной программы
образовательной организации. Образовательные организации разрабатывают
образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего и
основного общего образования и с учетом примерных основных
образовательных программ начального общего и основного общего
образования. Учебный план образовательных организаций на 2022/2023
учебный год предусматривает:

4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального
общего образования для I-IV классов;
5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования для V-IX классов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего
общего образования для X-XI классов.
Учебный год в образовательных организациях начинается 01.09.2022г.
1.6. Образование может быть получено в Организациях и вне Организаций (в
форме семейного образования и самообразования). Обучение в Организациях
с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема
обязательных занятий педагогического работника с обучающимися
осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
При реализации программы общего образования Организация вправе
применить различные образовательные технологии, в том числе электронное
обучение, дистанционные образовательные технологии, модульный принцип
построения учебных планов.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №№ 1576, 1577, 1578 во
ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования
внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных
самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе,
родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав
обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский
язык, из числа языков народов Российской Федерации.
В соответствии с обновленными ФГОС (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» для
организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение
родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской
Федерации, государственных языков республик Российской Федерации
осуществляется при наличии возможностей организации и по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего
общего образования предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются
обязательными для изучения.
1.7. В целях реализации основных общеобразовательных программ в
соответствии с образовательной программой образовательной организации
возможно деление классов на две группы в сельских образовательных
организациях при наполняемости 20 и более человек.- при проведении занятий
по родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с
русским языком изучается родной язык (1-4 классы) и по иностранному языку
(2-4 классы);

- при проведении занятий по родному языку из числа языков народов
Российской Федерации в общеобразовательных организациях, где наряду с
русским языком изучается родной язык (5-9 кл.), по иностранному языку (5-9
кл.), технологии (5-9 кл.).
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы
классов при проведении занятий по другим учебным предметам, для
организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том
числе изучения элективных учебных предметов.
Рекомендуется деление IX классов на группы при организации
предпрофильной подготовки.
Решение о делении классов на группы принимает самостоятельно
общеобразовательная организация совместно со своим учредителем, с учетом
наличия необходимых финансовых и педагогических ресурсов.
Отсутствие специальных норм по делению классов на группы не стоит
рассматривать как запрет. Следует иметь в виду, что деление классов на
группы имеет педагогическое значение – повышает эффективность учебных
занятий и индивидуализирует процесс обучения.
1.8. Согласно СП 2.4.3648-20 расписание уроков составляется с учетом
дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы
трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение
дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в
неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры,
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6
уроков за счет урока физической культуры,
для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7 - 11
классов - не более 7 уроков.
1.9. В учебном плане для образовательных организаций, в которых обучение
ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается языки народов
Дагестана, для изучения родного языка создаются учебные группы на
национальных языках, в том числе и на русском как родном, в каждой из
которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные
группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во
всех классах должен стоять в расписании одновременно (параллельно) одним
уроком.
1.9. Образовательные организации для использования при реализации
образовательных программ выбирают:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от № 254 от 20 мая 2020 г.);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного

общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную
часть учебного плана, а также в часть, формируемую участниками
образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных
программ;
1.10. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом
индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи,
культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей
региона. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации
рабочих программ внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от форм,
используемых преимущественно на урочных занятиях. В силу этого
традиционные для урока лекции, опросы, домашние задания не рекомендуется
использовать в рамках внеурочной деятельности. Приоритет следует отдавать
тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию
(обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, опыты,
эксперименты, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры
и т.п.), и которые по возможности стимулировали бы его двигательную
активность (экскурсии, соревнования, походы, слеты, сборы, концерты,
театрализации, подвижные игры, творческие акции, трудовые дела и т.п.).
Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным
элементом основной образовательной программы, наравне с иными
программами, входящими в содержательный раздел основной
образовательной программы.
Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно на основе требований ФГОС с
учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся
обязательным.
ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной
деятельности в зависимости от уровня общего образования:
- до 1320 часов за четыре года обучения на уровне начального общего
образования;
- до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;
- до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.
Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной
программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом
запросов семей, интересов обучающихся и возможностей
общеобразовательной организации.
Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по
модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы,

электронного обучения, а также с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
2. Начальное общее образование.
Основная образовательная программа начального общего образования может
включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации
образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет образовательная организация.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной
программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределениепо периодам обучения учебных предметов, формы
промежуточной аттестации обучающихся.
Примерный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано:
- на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных
обязательныхучебных предметов;
- на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Часть учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений (1 час в неделю), в I-IV классах рекомендуется использовать на
изучение учебного предмета «Родной язык».
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Выбор фиксируется протоколами родительских представителями)
обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и
письменными заявлениями родителей (законных представителей)
обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные
группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе.
Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов
или формирование учебных групп из обучающихся нескольких
образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.

При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материальнотехнических и иных) возможно деление классов на группы при проведении
учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей).
При проведении занятий по родному языку в образовательных организациях, в
которых наряду с русским языком изучается родной язык (1-4 классы), и по
иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление классов на две и
более группы. При проведении учебных занятий в малокомплектных
организациях допускается объединение в группы обучающихся по
образовательным программам начального общего образования из нескольких
классов.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность,
самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная
неделя). Для обучающихся 1 классов максимальная продолжительность
учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее
2954 ч и более 3190 ч в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной)
учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе — 35 мин (сентябрь-декабрь), 40 мин (январь-май);
во 2-4 классах — 40-45 мин (по решению образовательной организации).
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с
участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет
состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности для обучающихся при получении начального общего
образования (до 1320 часов за четыре года обучения) с учетом интересов
обучающихся и возможностей образовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает
план внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся. Допускается перераспределение часов
внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего
образования, а также их суммирование в течение учебного года.
В настоящий момент действующими нормативными правовыми документами
в сфере образования не установлена норма деления классов
общеобразовательных организаций при изучении учебных предметов на
группы.
3. Основное общее образование

Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в
действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа
основного общего образования может включать как один, так и несколько
учебных планов.
Учебный план образовательной организации должен предусматривать
возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные
потребности и интересы обучающихся. Для развития потенциала
обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения
родного языка, в том числе русского языка как родного языка.
Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную
программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогического коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ основного общего образования):
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется
индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных
предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет
34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее

5058 академических часов и более 5549 академических часов. Максимальное
число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной учебной неделе и 34
учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно. Максимальное
число часов в неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа. При 6-дневной
учебной неделе в 5, 6, 7 классах — 32, 33, 35 часов соответственно, в 8 и 9
классах — 36 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность урока в основной школе составляет 40–45 минут. Для
классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями
здоровья, — 40 минут. Во время занятий необходим перерыв для гимнастики
не менее 2 минут.
При реализации примерного недельного учебного плана количество часов на
физическую культуру составляет 2, третий час должен быть реализован
образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и/или
за счет посещения учащимися спортивных секций.
В соответствии с законодательством Республики Дагестан изучение
государственных языков (родных языков) Республики Дагестан обязательно и
следует организовать на основе примерных рабочих программ по родным
языкам и родной литературе, включенных в федеральный реестр
образовательных программ https://fgosreestr.ru.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее - предметная область ОДНКНР) в соответствии с ФГОС
основного общего образования предусматривает знание обучающимися
основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование
представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
ОДНКНР рекомендовано предусмотреть в учебном плане образовательной
организации за счет части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений (34 часа в год) в V классе.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №
345 определены учебники, которые используются при изучении предметной
области «Основы духовно-нравственной культуры России».
В дополнение к изучению предметной области ОДНКНР в рамках учебного
плана также возможна ее реализация во внеурочной деятельности, а также при
изучении учебных предметов других предметных областей. Принятие
решения о реализации предметной области ОДНКНР, а также решения о
выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР,
включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного
воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к
компетенции образовательной организации.
Предметы этнокультурного компонента. «Концепция нового учебнометодического комплекта по отечественной истории» включает в себя
Историко-культурный стандарт, который определяет основные подходы к
преподаванию отечественной истории в современной школе, в том числе и по
изучению региональной истории. Изучение предмета «История Дагестана»
должно идти параллельно (синхронно) с изучением предмета «История
России». В связи с этим должна быть разработана авторская программа и

учебные материалы, предусматривающие порядок изучения истории
Дагестана в соответствии с линейной структурой изучения курса
отечественной истории. Региональной тематике могут посвящаться как целый
урок, так и его фрагмент, в содержании предметов можно выделить ключевые
явления, процессы, которые могут изучаться как на уровне России, так и
региона.
Реализация содержания региональных особенностей Географии Дагестана
возможна через включение тем по региональной географии в процессе
изучения предмета «География» (8-9 классы), решение комплексных и
интегрированных ситуационных и практико-ориентированных задач,
расчетных задач, проектов, уроков-диспутов, уроков-исследований и др.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
основная образовательная программа общеобразовательной организации
включает часть, формируемую участниками образовательных отношений,
которая может включать вопросы, связанные с региональной (краеведческой)
спецификой развития, куда могут быть включены предметы «История
Дагестана» и «География Дагестана» отдельными дисциплинами, либо
блоками (модульно).
Согласно нормам части 2 статьи 38 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» образовательные организации самостоятельно
определяют содержание образования, учебно-методическое сопровождение,
образовательные технологии, и поэтому право принятия решения о вариантах
реализации регионального компонента и ответственность остается за
образовательной организацией.
Библиотечный фонд образовательной организации при реализации основной
образовательной программы основного общего образования должен быть
укомплектован печатными и электронными информационнообразовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками,
в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их
составной частью, учебно-методической литературой и материалами,
дополнительной литературой.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы.
Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых
на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной
школы не более 1750 часов, в год — не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но
не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается
перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную
деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в
рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе
общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в
походах, поездках и т. д.).
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в
неделю.

При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной
образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную
деятельность, может изменяться. Так, например, в 5 классе для обеспечения
адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может
быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо в 8 классе - в связи с
организацией предпрофильной подготовки и т. д. Выделение часов на
внеурочную деятельность может различаться в связи необходимостью
преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или
ином ученическом коллективе.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую
работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики),
экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной
общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных
особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся
разных классов в пределах одного уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
организацией может предусматриваться использование ресурсов других
организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации
дополнительного образования, профессиональные образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами.
4. Среднее общее образование (СОО)
Примерный учебный план для X-XI классов на основе ФГОС СОО реализует
модели универсального (непрофильного) обучения, профильного обучения, а
также обеспечивает углубленное изучение отдельных учебных предметов,
предметных областей основной образовательной программы среднего общего
образования.
Программа ФГОС СОО содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть
в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а
часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от
общего объема образовательной программы среднего общего образования.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную

программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания
образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива гимназии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает (при наличии учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ основного общего образования):
Организация образовательной деятельности по основным образовательным
программам среднего общего образования основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех
предметных областей основной образовательной программы среднего общего
образования на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение)
основной образовательной программы среднего общего образования.
ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов
учебных занятий на уровне среднего общего образования и перечень
обязательных учебных предметов.
В соответствии с ФГОС СОО количество учебных занятий за 2 года на одного
обучающегося составляет не менее 2170 часов (не менее 31 часа в неделю) и
не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану,
в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной
программы в порядке, установленном локальными актами
общеобразовательной организации; выбор факультативных (необязательных
для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном
порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня,
предлагаемого общеобразовательной организацией (после получения
основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами,
курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной
программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
преподаваемых в общеобразовательной организации в установленном ею
порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов
(модулей).
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план
должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не
менее одного учебного предмета из каждой предметной области,
определенной ФГОС СОО.
Общими для включения во все учебные планы являются обязательные
учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»,
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» или
«Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», «История» (или
«Россия в мире»), «Астрономия», «Физическая культура», «Основы
безопасности жизнедеятельности», а также индивидуальный(ые) проект(ы).

Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект) выполняется
обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по
выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной,
практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года
или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным
планом. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде
завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного.
Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую
очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и
педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на
консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем
общеобразовательной организации.
Общеобразовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов
одного или нескольких профилей обучения:
- естественнонаучного,
- гуманитарного,
- социально-экономического,
- технологического,
- универсального.
Пример недельного распределения часов для последующего выбора
предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, содержится в
приложении к настоящему письму.
Образовательная организация составляет учебный план исходя из своего
календарного учебного графика на текущий учебный год.
Учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная
литература», «Иностранный язык», «Второй иностранный язык», «История»,
«География», «Экономика», «Право», «Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия» или «Алгебра и начала математического
анализа» и «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология»
могут изучаться на базовом и углубленном уровнях.
Учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать
не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения
из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной
с ней предметной области.
Для формирования учебного плана профиля необходимо:
1. Определить профиль обучения.
2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, учебные
предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной
области.
Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее трех
учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять
направленность образования в данном профиле.

В рамках универсального профиля возможно изучение учебных предметов
только на базовом уровне либо изучение учебного предмета (учебных
предметов) на углубленном уровне.
3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).
4. Подсчитать суммарное количество часов, отводимых на изучение
учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3.
Если полученное количество часов меньше времени, предусмотренного ФГОС
СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо
предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить
количество часов на изучение выбранных предметов; завершить
формирование учебного плана профиля факультативными и элективными
курсами.
Если суммарное количество часов больше минимального, но меньше
максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация
может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество
часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы
по выбору обучающегося.
При проектировании учебного плана профиля следует учитывать, что профиль
является способом введения обучающихся в ту или иную общественнопроизводственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни
рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов,
изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным
пространством школы.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу
профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения
образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и
предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации
учебных занятий (в том числе и дистанционная), формы промежуточной
аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными
технологиями, используемыми общеобразовательной организацией.
Общие подходы к организации внеурочной деятельности. Система
внеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в
том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам,
клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках
«Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по
выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности;
обеспечение благополучия обучающихся в пространстве
общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность
использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки
при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.
Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется
профилями обучения (естественно-научный, гуманитарный, социальноэкономический, технологический, универсальный). Вариативность в
распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности
определяется с учетом особенностей образовательных организаций.

Обязательные для изучения учебные курсы «Всеобщая история» и «История
России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним
общим названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные
страницы. Независимо от принятой в образовательной организации системы
текущей и промежуточной аттестации обучающихся в аттестат выпускнику
выставляется единая отметка по учебному предмету «История». Изучение
учебного предмета «История» в XI классе 2020/2021 учебного года
осуществляется по линейной модели исторического образования (1914-1945
годы).
Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и
право)» (2 часа в неделю) на базовом уровне включает разделы «Экономика» и
«Право», которые могут преподаваться как в составе данного учебного
предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На
профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаются
как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного
профиля.
Допускается реализация учебного предмета «Математика» в XI классе
учебными предметами «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» в
соответствии с образовательной программой образовательной организации.
Изучение естественнонаучных предметов в XI классе может быть обеспечено
как интегрированным учебным предметом «Естествознание», так и
отдельными учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на
базовом уровне учебные предметы «Химия» и «Биология» изучаются по I часу
в неделю (всего 34 часа каждый), учебный предмет «Физика» - 2 часа в
неделю (всего 68 часов).
Учебный предмет «Астрономия» вводится в X классе как отдельный
обязательный учебный предмет, направленный на изучение достижений
современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и
результатах научных исследований, фундаментальных законах природы
небесных тел и Вселенной в целом. Учебный предмет «Астрономия»
представлен только на базовом уровне и является обязательным (не менее 35
часов за года обучения) для изучения вне зависимости от выбранного
образовательной организацией профиля или модели универсального
(непрофильного) обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 555555

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».