ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». В 9 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 9 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Древнерусская литература «Слово о полку Игореве». Литература XVIII века М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Г осударыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору). Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Литература первой половины XIX века В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое», «Море» и др. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору). А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «.. .Вновь я посетил...», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье.»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны.», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный.», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье.»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может.», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин». М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу.», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён.», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою.»), «Нет, ни тебя так пылко я люблю.», «Нет, я не Байрон, я другой.», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал.»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана.»), «Я жить хочу, хочу печали.» и др. Роман «Г ерой нашего времени». Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения: «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др. Зарубежная литература Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору). У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору). И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору). Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; — активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; — осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; — уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; — установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; — потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; — в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; — анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; — воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; — оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; — формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: 1) Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса); — устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; — предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; — делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — формулировать гипотезы об их взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение — проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; — владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: — использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; — участниками взаимодействия на литературных занятиях; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: — развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; — регулировать способ выражения своих эмоций; 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; — проявлять открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; 2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: — анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля; — овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм; — рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историколитературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению); — выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений; — выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения; — сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка; — сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика); 4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы; 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования; 8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа; 9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития; 10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы; 11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты; 12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности. При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения этих результатов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы 3 0 1 1.2. 1 0 0 Итого по разделу 4 0 1 Дата изучения Виды деятельности 05.09.2022 07.09.2022 Устный опрос; Эмоционально откликаться и выражать личное читательское отношение к прочитанному; Конспектировать лекцию учителя; Устно или письменно отвечать на вопросы; http s://resh. edu.ru/ 12.09.2022 Повторение http s://resh. edu.ru/ 13.09.2022 14.09.2022 Устный Составлять план и тезисы опрос; статьи учебника; Выразительно читать, в том числе наизусть; Составлять лексические и историко-культурные комментарии; Характеризовать героиню произведения; Устно или письменно отвечать на вопрос; Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Древнерусская литература 1.1. «Слово о полку Игореве» Развитие речи Устный опрос; Раздел 2. Литература XVIII века 2.1. М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы 2 Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору) https://resh.ed u.ru/ 2..2. Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др. 2 0 0 Устный опрос; 19.09.2022 20.09.2022 http s://resh. edu.ru/ Составлять лексические и историко-культурные комментарии; Устно или письменно отвечать на вопрос; Участвовать в коллективном диалоге; Выявлять в произведении черты литературного направления; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей; Участвовать в подготовке коллективного проекта; 2.3. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» 2 2.4. Развитие речи i Итого по разделу Раздел 3. Литература первой половины XIX века 7 0 1 0 0 21.09.2022 26.09.2022 Устный опрос; Конспектировать лекцию Практическая учителя или статью работа; учебника, составлять её план; Подбирать и обобщать материалы о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; Выразительно читать фрагменты повести, в том числе по ролям; Составлять лексические и историко-культурные комментарии; http s://resh. edu.ru/ 27.09.2022 Повторение http s://resh. edu.ru/ Устный опрос; 3.1. 3.2. В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана» «Невыразимое», «Море» и др. 3 А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» 8 0 1 0 1 28.09.2022 04.10.2022 Составлять лексические и историко-культурные комментарии, используя разные источники информации; Устно или письменно отвечать на вопрос (с использованием цитирования); Выявлять в произведениях черты литературного направления и характеризовать его особенности; Анализировать лирические тексты по вопросам учителя и самостоятельно, составлять собственные интерпретации стихотворений; 05.10.2022 24.10.2022 Устный опрос; http s://resh. edu.ru/ Устный опрос; http s://resh. edu.ru/ Конспектировать лекцию учителя или статью учебника и составлять их планы; Подбирать и обобщать материалы о нём с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета; Выразительно читать, в том числе наизусть и по ролям; 3.3. Развитие речи 3.4. Внеклассное чтение 2 0 1 1 0 0 25.10.2022 26.10.2022 Повторение пройденного 31.10.2022 Повторение Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; https://resh.ed u.ru/ http s://resh. edu.ru/ 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору) 2 15 А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «...Вновь я посетил...», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье.»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцыпустынники и жёны непорочны.», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный.», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье.»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может.», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин» 0 1 0 1 14.11.2022 15.11.2022 Устный http s://resh. edu.ru/ Составлять тезисный план опрос; лекции учителя или статьи учебника; Выразительно читать, в том числе наизусть; Составлять лексические и историко-культурные комментарии; 16.11.2022 20.12.2022 Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; http s://resh. edu.ru/ Устный опрос; http s://resh. edu.ru/ Устный опрос; http s://resh. edu.ru/ Выразительно читать, в том числе наизусть и по ролям; Составлять лексические и историко-культурные комментарии; Различать образы лирического героя и автора с составлением сравнительной таблицы; Анализировать различные формы выражения авторской позиции; Конспектировать литературнокритические статьи и использовать их в анализе произведений; Участвовать в разработке коллективного учебного проекта или читательской конференции; Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников; Развитие речи 2 0 0 1 0 0 Внеклассное чтение 21.12.2022 26.12.2022 27.12.2022 Повторение Повторение 3.9. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу...», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён.», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою.»), «Нет, не тебя так пылко я люблю.», «Нет, я не Байрон, я другой.», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал.»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана.»), «Я жить хочу, хочу печали.» и др. Роман «Герой нашего времени» 3.10. Развитие речи 3.11. 3.12. 11 1 1 31.01.2023 2 0 0 28.12.2022 02.01.2023 1 0 0 8 1 0 Внеклассное чтение Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» 03.01.2023 Устный опрос; Характеризовать систему Письменный образов, особенности контроль; сюжета и композиции произведения; Давать характеристику персонажей, в том числе сравнительную и групповую, с составлением схем и таблиц; Анализировать ключевые эпизоды и различные формы выражения авторской позиции с учётом специфики литературных направлений; Составлять отзыв (рецензию) на театральные или кинематографические версии произведений; http s://resh. edu.ru/ Повторение Устный опрос; http s://resh. edu.ru/ Устный опрос; http s://resh. edu.ru/ Устный опрос; http s://resh. edu.ru/ Устный опрос; http s://resh. edu.ru/ Повторение 04.01.2023 23.01.2023 Конспектировать лекцию учителя и статью учебника и составлять их планы и тезисы; Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя; Подбирать и обобщать материалы о нём, а также об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; 3.13. 3.14. Развитие речи 2 0 1 1 0 0 Внеклассное чтение 24.01.2023 25.01.2023 30.01.2023 Повторение Повторение Устный опрос; http s://resh. edu.ru/ 3.15. Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др. Итого по разделу 2 0 0 01.02.2023 1 1 06.02.2023 27.02.2023 Устный опрос; Письменный Конспектировать лекцию контроль; учителя, составлять план и тезисы; Подбирать и обобщать материалы о писателях, а также об истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; Выразительно читать, в том числе по ролям; http s://resh. edu.ru/ 61 Раздел 4. Зарубежная литература 4.1. 4.2. Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору). У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору). И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмент по выбору). Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др. 10 https://resh.ed u.ru/ Устный опрос; http s://resh. edu.ru/ Конспектировать лекцию учителя и составлять её план; Подбирать и обобщать материалы о писателях и поэтах, а также об истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; Выразительно читать произведения с учётом их родожанровой специфики; Составлять лексические и историко-культурные комментарии; Развитие речи 1 Итого по разделу Устный опрос; 0 0 4 0 28.02.2023 Повторение 01.03.2023 13.03.2023 Закрепление изученного 11 Раздел 5. Итоговый контроль 5.1. Итоговые контрольные работы Итого по разделу 4 4 Письменный контроль; Контрольная работа; https://resh.ed u.ru/ Резервное время 15 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 9 9 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Виды, всего контрольные практические изучения формы контроля работы работы Литература и ее роль в духовной 1 жизни человека 1 Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве»величайший памятник древнерусской литературы1 1 Центральные образы «Слова...». Образы русских князей, Ярославны, Русской земли, автора1 Основная идея и поэтика «Слова.» Дата Количество часов 1 Классицизм в русском и мировом 1 искусстве 1 М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление.». Особенности содержания и формы произведения1 1 М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия...» Прославление родины, мира, науки, просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. 1 Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего 1 Г. Р. Державин. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина 0 0 0 0 05.09.2022 Устный опрос; 06.09.2022 Устный опрос; 0 0 07.09.2022 Устный опрос; 0 0 0 0 0 0 12.09.2022 Устный опрос; 13.09.2022 Устный опрос; 14.09.2022 Устный опрос; 0 0 19.09.2022 Устный опрос; 0 0 20.09.2022 Устный опрос; 0 0 21.09.2022 Устный опрос; 10. 11. 12. 13. Квинт Г ораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник...»). Традиции античной оды в творчестве Державина. 1 Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои1 1 Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. «Осень» как произведение сентиментализма 1 Русские поэты первой половины XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский . Понятие о романтизме.. 1 14. 0 0 26.09.2022 Устный опрос; 0 0 27.09.2022 Устный опрос; 0 0 28.09.2022 Устный опрос; 0 0 03.10.2022 Устный опрос; 1 0 0 04.10.2022 Устный В.А. Жуковский - поэт- романтик. Слово о поэте. «Море». Образы моря и неба: единство и борьба. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. опрос; В.А. Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве 1 В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. Особенности жанра баллады 1 В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини 0 0 опрос; 0 0 0 0 А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор) 1 0 0 А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. 1 А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. 10.10.2022 Устный опрос; 1 А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого 05.10.2022 Устный 11.10.2022 Устный опрос; 12.10.2022 Устный опрос; 0 0 17.10.2022 Устный опрос; 1 0 0 1 0 0 18.10.2022 Устный опрос; 19.10.2022 Устный опрос; 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. А.С.Грибоедов. «Горе от ума» в критике. И.А.Г ончаров «Мильон терзаний». 1 0 0 опрос; Контрольная работа за первую четверть 1 1 0 Контрольная работа за первую четверть 1 1 0 А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Мотив дружбы прочного союза друзей. 1 0 0 А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине: «Во глубине сибирских руд...». Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар». 1 А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии...», «Я вас любил.». 1 А.С.Пушкин.Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» 1 29. 24.10.2022 Устный 25.10.2022 Устный опрос; 26.10.2022 опрос; 31.10.2022 Устный опрос; 0 0 14.11.2022 Устный опрос; 0 0 15.11.2022 Письменный контроль; 0 0 16.11.2022 Письменный контроль; 1 0 0 21.11.2022 Устный С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам.» и др. стихотворения. Две Болдинские осени в творчестве поэта 30. 31. 32. Классное сочинение по лирике А.С.Пушкина А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Трагедийное начало. Проблема «гения и злодейства». Устный опрос; 1 0 0 1 0 0 А.С. Пушкин «Евгений Онегин», 1 как новаторское произведение 22.11.2022 Письменный контроль; 23.11.2022 Устный опрос; 0 0 28.11.2022 Устный опрос; 33. 1 0 0 29.11.2022 Устный А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. 34. опрос; 1 0 0 30.11.2022 Устный А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. 35. 36. 37. 38. 39. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа опрос; 1 0 1 0 0 1 0 0 1 М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. «Парус», «Узник», «И скучно и грустно...», «Выхожу один я на дорогу...» 42. Устный опрос; 07.12.2022 Устный 0 0 0 1 12.12.2022 Устный опрос; 13.12.2022 Письменный контроль; 1 0 14.12.2022 Письменный контроль; 1 0 0 19.12.2022 Устный опрос; 1 Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк 06.12.2022 опрос; Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 41. 05.12.2022 Устный опрос; А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». 1 Роман в зеркале критики. 1 Сбор и систематизация материала к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 40. 0 0 0 20.12.2022 Устный опрос; 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю.» 1 Контрольная работа за вторую четверть 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. 1 0 0 52. 53. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина 1 28.12.2022 Контрольная работа; 29.12.2022 Устный опрос; 11.01.2023 Устный 0 0 16.01.2023 Устный 0 0 17.01.2023 Письменный контроль; Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести 1 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. 1 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина 1 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 0 0 23.01.2023 Устный опрос; 0 0 24.01.2023 Устный опрос; 1 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков опрос; 27.12.2022 Устный опрос; 1 54. Устный опрос; М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера 51. 26.12.2022 опрос; 1 50. 21.12.2022 Устный опрос; М. Ю. Лермонтов. Тема родины в 1 лирике поэта. 1 1 Подготовка к домашнему сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова Контрольная работа за вторую четверть 0 0 0 25.01.2023 Устный опрос; 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. Классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1 Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя . Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки 1 1 1 0 0 0 0 31.01.2023 Устный опрос; 01.02.2023 Устный опрос; 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 06.02.2023 Устный опрос; 07.02.2023 Устный опрос; 08.02.2023 Устный опрос; 13.02.2023 Устный опрос; 1 0 0 1 0 1 14.02.2023 Устный опрос; 15.02.2023 Устный опрос; 1 0 0 1 0 0 А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей 1 0 0 А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе 1 20.02.2023 Устный опрос; 21.02.2023 Устный опрос; 22.02.2023 Устный опрос; 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 1 Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе 30.01.2023 Письменный контроль; Данте Алигьери. «Божественная 1 комедия» (фрагменты 1 Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков 0 1 0 0 28.02.2023 Письменный контроль; 0 0 01.03.2023 Письменный контроль; 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка...», «О, весна, без конца и без краю.. .».Н.С.Гумилев «Слово.» 1 А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить.», стихотворения из цикла «Родина». 1 С. А. Есенин. Тема России главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер.», «Гой ты, Русь моя родная .», «Край ты мой заброшенный.», «Разбуди меня завтра рано.» 1 С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая.» «Не жалею, не зову, не плачу.». Стихи о любви. «Письмо к женщине». «Шаганэ ты моя, Шаганэ . » 1 С. А. Есенин.. Стихи о любви. «Письмо к женщине». «Шаганэ ты моя, Шаганэ . » 1 В. В. Маяковский Слово о поэте. Новаторство Маяковского поэта «А вы могли бы?», «Послушайте!» 1 В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье».Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта 1 Контрольная работа за третью четверть 1 М. А. Булгаков.Слово о писателе. «Собачье сердце»: проблематика и образы 1 М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести 0 0 06.03.2023 Устный опрос; 0 0 07.03.2023 Устный опрос; 0 0 13.03.2023 Устный опрос; 0 0 14.03.2023 Устный опрос; 0 0 15.03.2023 Устный опрос; 0 0 20.03.2023 Устный опрос; 0 0 21.03.2023 Устный опрос; 1 0 22.03.2023 Устный опрос; 0 0 03.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 04.04.2023 Устный опрос; 80. 81. 82. М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести 1 0 0 М. И. Цветаева.Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной.», «Откуда такая нежность?..» 1 0 0 М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». 1 83. 85. 86. 87. опрос; 10.04.2023 Устный опрос; 0 0 11.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихи о родине и о любви. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Моли-тва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме.», «Я спросила у 1кукушки.»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет.», «Не с теми я, кто бросил землю.», «Что ты бродишь неприкаянный.») 84. 05.04.2023 Устный 12.04.2023 Устный опрос; А. А. Ахматова. Стихи о поэте и поэзии. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается c милым.»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово.») 1 Н. А. Заболоцкий.Слово о поэте. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе.», «Завещание». 1 Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Г де-то в поле возле Магадана.», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» 1 М. А. Шолохов.Слово о писателе. «Судьба человека»: проблематика и образы 1 0 0 17.04.2023 Устный опрос; 0 0 18.04.2023 Устный опрос; 0 0 19.04.2023 Устный опрос; 0 0 24.04.2023 Устный опрос; 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа 1 0 0 Б. Л. Пастернак.Слово о поэте. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу». 1 0 0 Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всём мне хочется дойти до самой сути.» 1 А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения 1 А. Т. Твардовский. Стихи поэтавоина: «Я убит подо Ржевом.», «Я знаю, никакой моей вины...». 1 А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика 1 А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказапритчи 1 Песни и романсы на стихи русских поэтов XX опрос; 26.04.2023 Устный опрос; 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 0 0 08.05.2023 Устный опрос; 0 0 15.05.2023 Устный опрос; 0 0 16.05.2023 Устный опрос; 0 0 17.05.2023 Устный опрос; Контрольная работа за четвёртую 1 четверть Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века 25.04.2023 Устный 1 0 1 0 0 1 0 0 22.05.2023 Устный опрос; 23.05.2023 Устный опрос; 24.05.2023 Устный опрос; У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен 1 У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии(обзор с чтением отдельных сцен). 1 И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика(обзор с чтением отдельных сцен) 1 0 0 25.05.2023 Устный опрос; 0 0 26.05.2023 Устный опрос; 0 0 29.05.2023 Устный опрос; 101. 102. И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии(обзор с чтением отдельных сцен) 1 Выявление уровня литературного развития выпускников основной школы 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 0 30.05.2023 Устный опрос; 0 1 31.05.2023 Устный опрос; 7 102 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Литература (в 2 частях), 9 класс/Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М.; под редакцией Ланина Б.А.; АО «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Сборники , сайты ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА