Физическая культура 10-11кл.р.п

Планируемые результаты
компетентности»

изучения

дисциплины

«Формирование

читательской

Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста;
структурировать его, выделять главное и второстепенное;
 отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
 выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию
текста;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие
между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
 объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать
смысл терминов, неизвестных слов;
 работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
 обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из
сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
 формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой
позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной
теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
 Аргументировать свою точку зрения
 Задавать вопрос
 Составлять план текста
 оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
 на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Учащийся должен:
1.ответить на контрольные вопросы;
2. задать вопрос к тексту;
3. интерпретировать текст или эпиграф;
4.выделить и определить основную идею текста;
5.отразить в графической схеме логические и смысловые связи фрагментов текста ;
6. составить план, продолжение развития сюжета
7. просмотреть текст с целью нахождения информации;
8. воспроизвести содержание текста с опорой на план;
9. составить алгоритм действий или сводную таблицу;
10. продолжить обсуждение прочитанного в парах
11. применить знания на практике и др.
Система оценки достижений учащихся 7 классов
Система оценивания знаний учащихся проводится в формезачете/незачета
Виды контроля:
-практические, самостоятельные и контрольные работы.
Основной формой организации учебного процесса в рамках настоящей программы является
урокпродолжительностью 40 минут. Принципы отбора содержания образования связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и
развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития
языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия
мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система
учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации,
гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой
культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и
общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не
столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной
деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем
событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту,
кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением
лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение
художественных текстов, устное словесное рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,
комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с
произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в
них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является
важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметныхсвязях с русским языком, литературой,
историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
3.Содержание учебного курса
Место курса «Формирование читательской компетентности» в базисном учебном плане
Данная программа рассчитана на 35 часов в 7 классе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в
основной школе.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем:
- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и
жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,
понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух текстов разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

Содержание тем учебного курса
№

Тема:

Часы:

1.

Поиск информации и понимание текста
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

11
1
1
1
1
1
1
2

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

1
1
1
11
2
2
1
2

Определение главной темы и общей цели или назначения текста
Различение темы и подтемы специального текста
Выделение главной и второстепенной информации текста
Поиск информации, явно заданной в тексте
Выстраивание последовательности описываемых событий
Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов
Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую
информацию
1.8. Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
1.9. Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов
1.10. Проверочная работа по формированию читательской грамотности №1

Преобразование и интерпретация информации

2.

2.5.
2.6.
2.7.

Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов
Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно
Установление связей, не высказанных в тексте напрямую
Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой
позиции
Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме
Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач
Проверочная работа по формированию читательской грамотности №2

Критический анализ и оценка информации

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
Всего:

Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире
Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения
Обнаружение недостоверности получаемой информации
Нахождение путей восполнения пробелов в информации
Решение на основе текста учебно-практических задач
Диагностика читательской грамотности. Контрольная работа
Анализ ошибок, допущенных в работе
Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа
Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов
«Соревнуемся с писателем»

1
2
1
12
2
2
1
1
1
1
1
1
3
35

Список рекомендуемой литературы:
1. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа
художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования
читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu.
ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших
школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.
3. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова
// Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического
университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
4. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса
гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А.
Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа:
http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf
5. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А.
Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet.
ru/library/material/139672/
6. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. –
М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
7. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на
уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.
8. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования:
теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во
Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.
9. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М.,
2006.
10. Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания
// Русская словесность, №2, 2007, стр. 7.
11. Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших
школьников / С. В. Самыкина // Известия Самарского научного центра Российской
академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836.

12. Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами
гуманитарного цикла / А. Л. Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного
цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya.
Pdf
13. Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, №
11, 2006, стр. 37.
14. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного
образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
15. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные
компетенции / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos.
ru/news/compet/html
16. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.
17. Ященко Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего
звена на уроках литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования
nsportal. ru, 2011. – Режим доступа:http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/formirovaniechitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-i-starshego
Технические средства обучения
 Компьютер
Примеры работ при использовании компьютера:
 редактирование (взаиморедактирование);
 создание текста, его коллективное обсуждение;
 создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том
числе для представления результатов проектной деятельности;
 различные виды анализа текста
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики
инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и
т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых
информационных технологий.

Приложение
Анализ текста
Задание. Прочитать текст и ответить на вопросы.
Муром — древний русский город на юго-востоке Владимирской области. Более 11 столетий
стоит он на реке Оке. Название городу оставили финно-угорские племена «мурома», жившие
здесь 15 веков назад. Муром — город многочисленныхлегенд и преданий. Это родина самого
известного и загадочного русского богатыря — Ильи Муромца. Знаменитые Муромские дремучие
леса с Соловьём-разбойником, Муромская дорожка и три сосны. Край былинный и сказочный.
По старинной легенде в 13 веке жил в этих местах Змий-оборотень. Много горя он принёс
муромчанам. В то время в городе правил князь Пётр. Раздобыл он сказочный меч-кладенец и
сразил страшного врага. Но ядовитые капли крови дракона попали на князя, и Пётр заболел
смертельной болезнью. Спасла его от тяжёлого недуга простая крестьянка Февронья. Но с одним
условием: князь должен был жениться на ней. Пётр обвенчался со своей спасительницей. А
кичливые и завистливые бояре не признали княгиню и выгнали Февронью из Мурома. Но и
князь ушёл в изгнанье вслед за своей супругой.
Начались в городе междоусобицы и беспорядки. Не смогли муромчане без правителя и
попросили князя с княгиней вернуться в Муром.
Пётр и Февронья прожили долгую жизнь в любви и согласии, a умерли в один день и час.
Завещали супруги положить их в одну каменную гробницу. Но муромчане ослушались, а наутро
супруги оказались вместе. Их опять разъединили, но чудо повторилось. Так и оставили
влюблённых рядом.
Русская церковь причислила Петра и Февронью к лику святых как покровителей
супружеской любви и семейного счастья. В 2003 г. муромчане приложили объявить день святых
Петра и Февроньи, 8 июля, русским праздником влюблённых.
Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история. При въезде в город стоят три
сосны и былинный камень в память о славном богатыре — защитнике русской земли.
Златоглавые церкви и белокаменные монастыри сохраняют дух вечности и святости. В Муроме
четыре действующих монастыря. Самому старинному более 900 лет. Муром — былинный
русский город, хранитель русской старины.

Задание 1
Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как
1) Илья Муромец победил Соловья-разбойника
2) бояре выгнали из города Февронью
3) во всём городе Муроме ощущается древняя русская история
4) происходили в Муроме чудеса после смерти Петра и Февроньи
Задание 2
Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что
1) князь Пётр освободил муромчан от козней Соловья- разбойника
2) Илья Муромец победил Змия-оборотня
3) Февронья была знатного рода, но кичливые бояре не хотели видеть её княгиней
4) Муром — былинный русский город, хранитель русской старины
Задание 3
Прочитав текст, вы узнали, что
1) Пётр и Февронья любили друг друга и умерли в один день и час
2) Муромом правили бояре, поэтому они и выгнали из города Февронью
3) символом дня влюбленных, который с 2003 года отмечается в России, является ромашка
4) Муром — древний русский город, расположенный недалеко от Москвы на берегу реки
Волги
Задание 4
Из текста понятно, что
1) Илья Муромец родился, умер и похоронен в Муроме
2) Муромчане и в наше время чтят память святых Петра и Февроньи
3) Муром сегодня — большой современный красивый город с древней историей
4) кичливые бояре были строго наказаны князем Петром после того, как он вернулся в город
Задание 5
Прочитав текст, вы поняли, что Муром — былинный русский город, хранитель русской
старины, потому что
A. Муром — город многочисленных легенд и преданий.
Б. Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история
B. Название городу оставили финно-угорские племена «мурома», жившие здесь 15 веков
назад.
Г. Златоглавые церкви и белокаменные монастыри Мурома сохраняют дух вечности и
святости.
1) А, Б

2) А, Б, Г

3) В, Г

4) А, В

Задание 6
Если вы захотите побольше узнать об истории жизни святых Петра и Февронии, то какую
книгу вам следует взять в библиотеке?
1) Энциклопедический словарь
2) Краткий справочник-путеводитель по городам России
3) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
4) Былины об Илье Муромце
Задание 7

Чтобы пересказать текст на уроке и ничего не упустить, составьте план. Для этого
расположите пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
A. Муром — былинный русский город, хранитель русской старины.
Б. Петр и Февронья — покровители супружеской любви и семейного счастья.
B. Болезнь князя Петра и его спасение.
Г. Жизнь Петра и Февронии и их завещание.
Д. Муром — родина самого известного и загадочного русского богатыря.
Е. Муром — древний русский город на юго-востоке Владимирской области.
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности
1

2

3

4

5

6

Ответы: 1 – 3 2 – 4 3 – 1 4 – 2 5 – 2 6 – 3

7: 1-Е 2- Д 3- В 4- Г 5- Б 6- А

1
Е

5
Б

7.
2
Д

3
В

4
Г

6
А

Задание 8. Определить стиль и тип текста. Объяснить свой выбор. (Публицистический,
повествование с элементами описания)
Задание 9. Какие части речи чаще всего употребляются в тексте? (Существительные)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 555555

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».