Планируемые результаты компетентности» изучения дисциплины «Формирование читательской Личностные универсальные учебные действия Ученик научится: определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное; отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию; выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста; объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов; работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик сможет: обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения Аргументировать свою точку зрения Задавать вопрос Составлять план текста оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов Ученик получит возможность научиться: - Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Предметные результаты обучения Ученик научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; - находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ученик получит возможность научиться: - выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Учащийся должен: 1.ответить на контрольные вопросы; 2. задать вопрос к тексту; 3. интерпретировать текст или эпиграф; 4.выделить и определить основную идею текста; 5.отразить в графической схеме логические и смысловые связи фрагментов текста ; 6. составить план, продолжение развития сюжета 7. просмотреть текст с целью нахождения информации; 8. воспроизвести содержание текста с опорой на план; 9. составить алгоритм действий или сводную таблицу; 10. продолжить обсуждение прочитанного в парах 11. применить знания на практике и др. Система оценки достижений учащихся 7 классов Система оценивания знаний учащихся проводится в формезачете/незачета Виды контроля: -практические, самостоятельные и контрольные работы. Основной формой организации учебного процесса в рамках настоящей программы является урокпродолжительностью 40 минут. Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности: - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста; - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование; - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; - исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт. Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины. Программа базируется на межпредметныхсвязях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием. 3.Содержание учебного курса Место курса «Формирование читательской компетентности» в базисном учебном плане Данная программа рассчитана на 35 часов в 7 классе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе. Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем: - понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; - определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста; - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста; -собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней; - восприятие на слух текстов разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие Содержание тем учебного курса № Тема: Часы: 1. Поиск информации и понимание текста 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 11 1 1 1 1 1 1 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 1 1 1 11 2 2 1 2 Определение главной темы и общей цели или назначения текста Различение темы и подтемы специального текста Выделение главной и второстепенной информации текста Поиск информации, явно заданной в тексте Выстраивание последовательности описываемых событий Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию 1.8. Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте 1.9. Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов 1.10. Проверочная работа по формированию читательской грамотности №1 Преобразование и интерпретация информации 2. 2.5. 2.6. 2.7. Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно Установление связей, не высказанных в тексте напрямую Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач Проверочная работа по формированию читательской грамотности №2 Критический анализ и оценка информации 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. Всего: Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения Обнаружение недостоверности получаемой информации Нахождение путей восполнения пробелов в информации Решение на основе текста учебно-практических задач Диагностика читательской грамотности. Контрольная работа Анализ ошибок, допущенных в работе Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов «Соревнуемся с писателем» 1 2 1 12 2 2 1 1 1 1 1 1 3 35 Список рекомендуемой литературы: 1. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp 2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с. 3. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm 4. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf 5. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/ 6. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с. 7. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40. 8. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с. 9. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006. 10. Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность, №2, 2007, стр. 7. 11. Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников / С. В. Самыкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836. 12. Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла / А. Л. Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. Pdf 13. Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, № 11, 2006, стр. 37. 14. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64. 15. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos. ru/news/compet/html 16. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002. 17. Ященко Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal. ru, 2011. – Режим доступа:http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/formirovaniechitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-i-starshego Технические средства обучения Компьютер Примеры работ при использовании компьютера: редактирование (взаиморедактирование); создание текста, его коллективное обсуждение; создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности; различные виды анализа текста При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. Приложение Анализ текста Задание. Прочитать текст и ответить на вопросы. Муром — древний русский город на юго-востоке Владимирской области. Более 11 столетий стоит он на реке Оке. Название городу оставили финно-угорские племена «мурома», жившие здесь 15 веков назад. Муром — город многочисленныхлегенд и преданий. Это родина самого известного и загадочного русского богатыря — Ильи Муромца. Знаменитые Муромские дремучие леса с Соловьём-разбойником, Муромская дорожка и три сосны. Край былинный и сказочный. По старинной легенде в 13 веке жил в этих местах Змий-оборотень. Много горя он принёс муромчанам. В то время в городе правил князь Пётр. Раздобыл он сказочный меч-кладенец и сразил страшного врага. Но ядовитые капли крови дракона попали на князя, и Пётр заболел смертельной болезнью. Спасла его от тяжёлого недуга простая крестьянка Февронья. Но с одним условием: князь должен был жениться на ней. Пётр обвенчался со своей спасительницей. А кичливые и завистливые бояре не признали княгиню и выгнали Февронью из Мурома. Но и князь ушёл в изгнанье вслед за своей супругой. Начались в городе междоусобицы и беспорядки. Не смогли муромчане без правителя и попросили князя с княгиней вернуться в Муром. Пётр и Февронья прожили долгую жизнь в любви и согласии, a умерли в один день и час. Завещали супруги положить их в одну каменную гробницу. Но муромчане ослушались, а наутро супруги оказались вместе. Их опять разъединили, но чудо повторилось. Так и оставили влюблённых рядом. Русская церковь причислила Петра и Февронью к лику святых как покровителей супружеской любви и семейного счастья. В 2003 г. муромчане приложили объявить день святых Петра и Февроньи, 8 июля, русским праздником влюблённых. Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история. При въезде в город стоят три сосны и былинный камень в память о славном богатыре — защитнике русской земли. Златоглавые церкви и белокаменные монастыри сохраняют дух вечности и святости. В Муроме четыре действующих монастыря. Самому старинному более 900 лет. Муром — былинный русский город, хранитель русской старины. Задание 1 Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как 1) Илья Муромец победил Соловья-разбойника 2) бояре выгнали из города Февронью 3) во всём городе Муроме ощущается древняя русская история 4) происходили в Муроме чудеса после смерти Петра и Февроньи Задание 2 Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что 1) князь Пётр освободил муромчан от козней Соловья- разбойника 2) Илья Муромец победил Змия-оборотня 3) Февронья была знатного рода, но кичливые бояре не хотели видеть её княгиней 4) Муром — былинный русский город, хранитель русской старины Задание 3 Прочитав текст, вы узнали, что 1) Пётр и Февронья любили друг друга и умерли в один день и час 2) Муромом правили бояре, поэтому они и выгнали из города Февронью 3) символом дня влюбленных, который с 2003 года отмечается в России, является ромашка 4) Муром — древний русский город, расположенный недалеко от Москвы на берегу реки Волги Задание 4 Из текста понятно, что 1) Илья Муромец родился, умер и похоронен в Муроме 2) Муромчане и в наше время чтят память святых Петра и Февроньи 3) Муром сегодня — большой современный красивый город с древней историей 4) кичливые бояре были строго наказаны князем Петром после того, как он вернулся в город Задание 5 Прочитав текст, вы поняли, что Муром — былинный русский город, хранитель русской старины, потому что A. Муром — город многочисленных легенд и преданий. Б. Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история B. Название городу оставили финно-угорские племена «мурома», жившие здесь 15 веков назад. Г. Златоглавые церкви и белокаменные монастыри Мурома сохраняют дух вечности и святости. 1) А, Б 2) А, Б, Г 3) В, Г 4) А, В Задание 6 Если вы захотите побольше узнать об истории жизни святых Петра и Февронии, то какую книгу вам следует взять в библиотеке? 1) Энциклопедический словарь 2) Краткий справочник-путеводитель по городам России 3) «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 4) Былины об Илье Муромце Задание 7 Чтобы пересказать текст на уроке и ничего не упустить, составьте план. Для этого расположите пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности. A. Муром — былинный русский город, хранитель русской старины. Б. Петр и Февронья — покровители супружеской любви и семейного счастья. B. Болезнь князя Петра и его спасение. Г. Жизнь Петра и Февронии и их завещание. Д. Муром — родина самого известного и загадочного русского богатыря. Е. Муром — древний русский город на юго-востоке Владимирской области. Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности 1 2 3 4 5 6 Ответы: 1 – 3 2 – 4 3 – 1 4 – 2 5 – 2 6 – 3 7: 1-Е 2- Д 3- В 4- Г 5- Б 6- А 1 Е 5 Б 7. 2 Д 3 В 4 Г 6 А Задание 8. Определить стиль и тип текста. Объяснить свой выбор. (Публицистический, повествование с элементами описания) Задание 9. Какие части речи чаще всего употребляются в тексте? (Существительные)