1.6. Поурочный план урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). 1.7. Поурочный план урока может быть составлена в форме конспекта, схемы, плана, технологической карты, таблицы, в которой фиксируются узловые блоки. 1.8. Наличие поурочного плана урока является обязательным для работы учителя общеобразовательной организации. 1.9. Администрация гимназии имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у него нет поурочного плана. 1.10. Педагогу гарантируется (ст.55 закона 273-ФЗ) право на свободу выбора и использования той или иной методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательной организацией, методов оценки знаний обучающихся. 1.11. Основное назначение поурочного плана урока: определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе; определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования; постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения; выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями. 1.12. Поурочный план составляется на урок и может быть востребован администрацией и другими контролирующими органами. 1.13. Поурочный план урока хранится у учителя и предъявляется по требованию администрации в день проведения урока. 2. Разработка поурочного плана 2.1. Конспект урока может быть представлен в виде различных форм: план урока, схема, таблица, технологическая карта урока и др. 2.2. К числу обязательных элементов в конспекте урока относятся: цели урока, прогнозируемые результаты; тип урока; организация начала урока, актуализация опорных знаний/мотивация учебной деятельности; изучение нового материала; первичное применение полученных знаний/самостоятельная работа; закрепление, обобщение, систематизация; домашнее задание; рефлексия; универсальные учебные действия (ФГОС). 2.3. На каждом этапе урока указывается содержание деятельности учителя и ученика. 2.4. Тема урока должна соответствовать календарно-тематическому планированию Рабочей программы предмета. 2.5. В поурочном плане урока учителю необходимо зафиксировать узловые блоки: целеполагание (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить); организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить). 2.6. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока. Тема урока — проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития. Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи — образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных. Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия). 2.7. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в поурочном плане урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока. Задачи урока — ряд действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке. Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач. Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся. 2.8. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в поурочном плане урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание. Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися. Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся. Межпредметные связи отражаются в поурочном плане урока при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом. Действия обучающихся как раздел поурочного плана урока отражает деятельность обучающихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий. Диагностика результатов отображает в поурочном плане урока разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома. Домашнее задание указывается в поурочном плане урока при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер. 2.9. Этапы планирования урока: определение типа урока, разработка его структуры; отбор оптимального содержания учебного материала урока; выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока; выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока; выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы; определение формы и объема домашнего задания; определение форм подведения итогов урока, рефлексии; оформление поурочного плана урока. 2.10. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока: учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом; подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий; дифференциация учебных заданий. 3. Оформление поурочного плана 3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта, схемы, технологической карты, плана урока таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию. 3.2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную. 3.3. Формальная часть конспекта включает: номер урока в изучаемой теме; тему урока; триединую цель урока, УУД. Триединая цель урока включает следующие аспекты: - образовательный: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; - воспитательный: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности; - развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения. 3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от целеполагания. Их можно распределить в четыре группы: урок «открытия» нового знания; урок рефлексии; урок построения системы знаний; урок развивающего контроля. 3.5. Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане: 3.5.1. Уроки «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Уроки «открытия» нового знания имеют следующие этапы: 1) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализации построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторения. 9) Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3.5.2. Уроки рефлексии Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. Уроки рефлексии имеют следующие этапы: 1) Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности. 2) Актуализация и пробное учебное действие. 3) Локализация индивидуальных затруднений. 4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений. 5) Реализация построенного проекта. 6) Обобщение затруднений во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторения. 9) Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3.5.3. Уроки построения системы знаний Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. Уроки построения системы знаний имеют следующие этапы: 1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение). 2) Актуализация и пробное учебное действие. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. 3.5.4. Уроки развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Уроки развивающего контроля имеют следующие этапы: 1) Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности. 2) Актуализация и пробное учебное действие. 3) Локализация индивидуальных затруднений. 4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений. 5) Реализации построенного проекта. 6) Обобщение затруднений во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Решение заданий творческого уровня. 9) Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности. 3.6. В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении задач и планируемых УУД. Пометки учитель делает справа в отдельной колонке. 3.7. В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки об индивидуальной работе со слабоуспевающими обучающимися, с одаренными и высоко мотивированными учениками. 3.8. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления, но все должно быть подчинено удобству работы учителя с данным поурочным планом и прозрачности деятельности участников образовательной деятельности. 3.9. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным. В обязательном порядке поурочные планы в печатном варианте хранятся в папке-накопителе отдельно на каждый предмет на каждый класс. Рукописные планы ведутся в отдельной тетради на каждый класс. 3.10. Учителям высшей квалификационной категории (имеющим звания, являющимся победителями или призерами профессиональных конкурсов, «Учитель года») разрешается писать краткие поурочные планы (такие, какие будут удобны учителю). Однако, если в случае осуществления внутришкольного контроля (планового и внепланового) администрацией гимназии будет указано на недостаточно высокий уровень проведенного урока и сделаны серьезные замечания, администрация гимназии имеет право обязать учителя писать поурочные планы на общих основаниях. 4. Анализ реализации поурочного плана 4.1. Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания. Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. 4.2 Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (обучающихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. Учитель и завуч, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. 5. Самоанализ реализации поурочного плана 5.1. Самоанализ урока — средство самосовершенствования учителя. Самоанализ урока – неотъемлемая часть деятельности учителя по совершенствованию мастерства и учебного процесса. Через грамотно построенный самоанализ учитель сможет выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательной деятельности. 5.2. Самоанализ урока дает возможность: правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся на уроке; развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. 5.3. Схема педагогического самоанализа урока I. Краткая общая характеристика класса 1. Общая подготовленность класса: умение детей работать в парах; умение детей работать в малых группах; умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга. 2. Общая характеристика общения. 3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров. 4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе. 5. Общая характеристика освоения программы к этому времени. II. Анализ эффективности проекта урока 1. Реальность цели урока. 2. Каким образом организована работа на уроке? 3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал? 4. Какие (-ое) понятия были намечены для усвоения обучающимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой? 5. Что знают ученики об изучаемом понятии? 6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания обучающихся. 7. Какие учебные действия должны осуществить обучающиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия? 8. Каким образом проектировался ввод обучающихся в учебную задачу? 9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи? 10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки обучающихся? 11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока? 12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока. III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла? 1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему? 2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии? 3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха? 4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия обучающимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения? 5. Была ли принята учебная задача обучающимися? 6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи? 7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели? 8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала? 9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми? 10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя? IV. Оценка целостности урока 1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС? 2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученикучитель, ученик-группа? 3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока. 4. Рефлексивная деятельность обучающихся в результате решения учебной задачи. 6. Контроль и хранение поурочных планов 6.1. Контроль над ведением и оформлением поурочного плана учителя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор гимназии. 6.2. Поурочный план может быть рукописным, напечатанным. 6.3. После посещения урока учителя проверяются поурочные планы по посещенному учебному предмету. 6.4. Хранение поурочных планов осуществляет учитель в течение всего учебного года. 6.5. Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая корректировка в конспекте (учитываются особенности класса, уровень знаний, умений и навыков обучающихся и т.д. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение о поурочном плане учителя является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете гимназии и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение о поурочном плане учителя общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Ознакомлены: № п/н 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Ф.И.О. учителя Роспись 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36.