заинтересованных в разрешении конфликтов, развитию и усовершенствованию практики восстановительной медиации в общеобразовательной организации. 1.5. Служба школьной медиации (примирения) является альтернативной процедурой урегулирования споров, конфликтов, противоправного поведения или правонарушения с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. 1.6. Служба школьной медиации (примирения) является приоритетным способом реагирования на разрешение конфликтов. Сторонам конфликта предлагается обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и проведении процедуры медиации образовательная организация обращается к Комиссии по урегулированию споров в школе для применения других способов решения конфликта и/или меры воздействия. 1.7. Школьные службы примирения (далее - ШСП) — это группа специалистов и школьниковволонтеров, которые проводят восстановительные программы в образовательной организации, а также осуществляет иную деятельность в рамках восстановительного подхода в целях профилактики эскалации конфликтов, сложных ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательной организации. 1.8. Условия и регламент проведения процедуры медиации в образовательной организации применительно к конфликтам, подпадающим под определение гражданско-правового, трудового или семейного спора (как они понимаются в соответствие с законодательством Российской Федерации), определяется Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ. 1.9. Условия и регламент проведения процедуры медиации в общеобразовательной организации применительно к конфликтам, не подпадающим под определение гражданско-правового, трудового или семейного спора, определяется методическими рекомендациями федерального и регионального уровней и настоящим Положением. 1.10. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации. 1.11. Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. 2. Цели и задачи службы школьной медиации (примирения) 2.1. Основная цель службы школьной медиации (примирения) состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации обучающихся, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. 2.2. Задачами службы школьной медиации (примирения) является: формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе службы школьной медиации при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательных отношений, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы; информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных отношений с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы; снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений; содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних; координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников и иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни обучающегося; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений; повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике; интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений; организация и проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций. 3. Порядок работы службы школьной медиации 3.1. Для функционирования СШМ рекомендуется включить в работу одного или нескольких специалистов службы медиации, а также обучающихся из «групп равных». 3.2. «Группа равных» — это группа обучающихся, которая объединена для обучения медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников. Участие в «группе равных» — это способ, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих. Организация такого обучения возможна в рамках внеурочной деятельности, на классных часах или любыми другими удобными способами, предусмотренными или отвечающими целям и содержанию основной обучающей программы образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо отдельным ее пунктам и программам. 3.3. Специалистом СШМ может стать педагогический работник образовательной организации или родитель (законный представитель) обучающегося, которому рекомендуется пройти повышение квалификации по программе "Школьный медиатор" 72 академических часа. 3.4. Деятельность службы школьной медиации осуществляется с учетом: добровольного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его разрешении при содействии специалистов службы медиации и/или обучающихся из «групп равных». Допускается направление сторон конфликта и их родителей (законных представителей) на предварительную встречу со специалистом службы медиации, после которой стороны могут принять самостоятельное решение о дальнейшем участии или неучастии в последующих встречах. Участники конфликта могут прекратить свое участие, если посчитают, что продолжение участия в этих встречах нецелесообразно; конфиденциальности сведений, полученных на встречах со специалистом службы медиации и/или обучающихся из «групп равных». Договоренности и решения, достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами конфликта; нейтрального отношения службы школьной медиации (примирения) ко всем участникам конфликта (в том числе руководящего состава организации). В случае понимания специалистом и/или обучающихся из «групп равных» невозможности сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от продолжения встречи или передать ее другому специалисту службы школьной медиации (примирения); равноправного участия сторон конфликта в его разрешении, предоставление равных возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной степени ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях решений по конфликту; взаимного уважения и сотрудничества, которые предполагают уважительный стиль общения, недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех участников встречи, включая специалиста службы медиации и/или обучающихся из «групп равных»; ответственного отношения к принятию решения по урегулированию конфликта, пониманию последствий принятого решения и его исполнению. 3.5. При функционировании СШМ рекомендуется учитывать следующие особенности участия обучающихся: мнение родителей (законных представителей) об участии своих детей в «группе равных», в индивидуальных и совместных встречах со специалистом службы медиации; возможные трудности обучающегося в проявлении открытости в своих высказываниях в присутствии взрослых (в том числе родителей (законных представителей), как по объективным, так и по субъективным причинам, что будет влиять на результативность самой встречи как для самого обучающегося, так и в целом на разрешение ситуации; быстрота возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений и необходимость оперативно оказать содействие в их разрешении. 3.6. Специалисту службы школьной медиации рекомендуется проявлять внимание к потребностям обучающегося, его отношению к участию родителей (законных представителей) при индивидуальных и совместных встречах с участием специалистов СШМ и/или обучающихся из «группы равных», а также готовность к различным реакциям как со стороны родителей (законных представителей), так и со стороны самих обучающихся. 3.7. Для эффективного функционирования службы медиации рекомендуется осознанное понимание представителями администрации образовательной организации, контролирующих организаций, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другие) важности независимой позиции СШМ. 3.8. СШМ получают информацию о случаях конфликтов от педагогических работников, администрации образовательной организации, обучающихся, родителей (законных представителей), которые фиксируются в журнале учёта обращений. 3.9. Специалисты службы школьной медиации принимают решение о возможности или невозможности осуществления процедуры медиации в конкурентном случае самостоятельно. 3.10. Порядок и сроки проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации. Время проведения процедуры осуществляется в срок не более чем в течение 60 дней, при этом в исключительных случаях, в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора. 3.11. Сторонами в соглашении устанавливается порядок проведения процедуры медиации в соответствии с правилами проведения процедуры медиации, утвержденными в образовательной организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. 3.12. В правилах проведения процедуры медиации должны быть указаны: виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами; порядок выбора или назначения медиаторов; порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации. 3.13. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора. 3.14. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. 3.15. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности. 3.16. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон. 3.17. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами: заключение сторонами медиативного соглашения - со дня подписания такого соглашения; заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания такого соглашения; заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения - в день направления данного заявления; заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации - со дня получения медиатором данного заявления; истечение срока проведения процедуры медиации. 4. Функционирование и развитие служб примирения в образовательных организациях 4.1. Школьные службы примирения в целях реализации восстановительного подхода помогают участникам образовательных отношений в конфликтной/проблемной ситуации укрепить сотрудничество и ответственную позицию, вместе найти решение и согласованно его реализовать. 4.2. В состав ШСП входят: один или несколько обученных взрослых - ведущих восстановительных программ, один из которых назначается руководителем ШСП; команда школьников-волонтеров ШСП, проводящих восстановительные программы между сверстниками; родители (законные представители) обучающихся. 4.3. Школьники-волонтеры школьной службы примирения проходят специальное обучение на соответствующих тренингах. 4.4. Руководители ШСП проходят повышение квалификации по программе «Школьные службы примирения» 72 академических часа у специалистов по восстановительному правосудию, имеющих собственную практику проведения восстановительных программ в образовательных организациях, участвуют в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительным практикам. 4.5. Специалист проведения восстановительных программ занимает нейтральную позицию по отношению к участникам ситуации. Он в равной степени поддерживает усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и/или восстановительное реагирование на общественно опасное деяние несовершеннолетнего. 4.6. Специалист проведения восстановительных программ занимает понимающую (а не экспертную) позицию, не консультирует, не советует, и не оценивает. Он готовит стороны конфликта к совместной встрече и создает наилучшие условия для реализации в ней ценностей примирения. В результате, стороны начинают понимать друг друга, находят приемлемое для всех участников решение и принимают ответственность за его реализацию без внешнего принуждения. 4.7. Значимость примирения: принятие самими участниками конфликтной ситуации на себя ответственности по ее урегулированию, исключающей насилие и дальнейшее причинение вреда; восстановление у участников конфликта способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений; ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель) состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя; Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4303 выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответы на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких; планирование сторонами конфликта их конкретных действий - кто и что именно будет делать, что позволит избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и не допустить клеймения и отвержения кого-либо из участников; помощь близких и уважаемых сторонами конфликта людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, поддержка ими позитивных изменений и выполнение заключенного примирительного договора (плана). 4.8. Деятельность школьной службы примирения осуществляется с учетом: нейтрального отношения специалиста и самостоятельного нахождения решения самими участниками ситуации. Специалист не может побуждать стороны к принятию того или иного решения по существу конфликта. Он не является защитником, советчиком или обвинителем для какой-либо из сторон, не выносит решения и в равной степени поддерживает действия участников, направленные на урегулирование ситуации в рамках восстановительного подхода и ценностей примирения; добровольного участия в восстановительной программе. Допускается направление участников ситуации на предварительную встречу, но итоговое решение об участии в общей встрече люди принимают добровольно; конфиденциальности восстановительной программы - за ее пределы выносится только то, на что стороны дали свое согласие (договор, соглашение, план действий по решению конфликта и иные договоренности); информированности сторон специалистом восстановительной программы о сути программы, ее процессе и возможных последствиях; ответственного отношения сторон за результат, а специалиста - за организацию процесса и за безопасность участников на встрече; заглаживание вреда - при совершении общественно опасных деяний ответственность состоит, в том числе, в заглаживании причиненного вреда. 4.9. Этапы примирительной программы: получение информации о происшествии или запроса; проведение индивидуальной/предварительной встречи (или серии встреч) с каждой из сторон; проведение общей совместной встречи всех заинтересованных участников для обсуждения ситуации, поиска выходов и разработки согласованного решения, соглашений или плана; обратная связь от участников по выполнению принятых ими решений. 4.10. Основные восстановительные программы и типичные ситуации, в которых применяются данные программы, представлены в таблице (см. Приложение 1). 5. Организация деятельности службы школьной медиации (примирения) 5.1. Образовательная организация предоставляет помещение для службы школьной медиации (примирения) необходимое для сборов и проведения медиативно-восстановительной работы, а также возможность использовать оборудование, канцелярские принадлежности, оргтехнику и иные ресурсы. 5.2. Администрация школы содействует СШМ (примирения) в организации взаимодействия с педагогами, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и обучающихся в службу медиации, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов. 5.3. Педагогические работники школы оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности СШМ (примирения) среди педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей). 5.4. Администрация общеобразовательной организации поддерживает участие специалистов службы медиации в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации. 5.5. Служба школьной медиации (примирения) может вносить предложения по снижению конфликтности в образовательной организации на рассмотрение администрации школы. 6. Порядок формирования службы школьной медиации (примирения) 6.1. В состав службы медиации могут входить лица, осуществляющие деятельность медиатора, как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. 6.2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. 6.3. Деятельность медиаторов на профессиональной основе осуществляют лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. 6.4. Руководителем службы школьной медиации может быть заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог или педагогический работник, который назначается приказом директора общеобразовательной организации, прошедший специализированное обучение, и на которого возлагаются обязанности по руководству и развитию службы школьной медиации (примирения). 6.5. Родители (законные представители) дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов). 7. Документы службы школьной медиации (примирения) 7.1. В целях организации работы СШМ (примирения) утверждается: план работы СШМ; журнал учета обращений в СШМ; соглашение о проведении процедуры медиации; настоящее Положение о службе медиации. 7.2. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме. 7.3. Соглашение о проведении процедуры медиации содержит следующие сведения: о предмете спора, конфликта и т.д.; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации. 7.4. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4303 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение о службе школьной медиации (примирения) является локальным нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение о службе школьной медиации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 Перечень ситуаций и применение восстановительной программы Ситуация Конфликт между обучающимися, в том числе с участием их родителей (законных представителей). Пример: обучающиеся и их родители (законные представители) изначально не хотят мириться, настроены жаловаться, враждовать и так далее Конфликт между родителем обучающегося и педагогом* Многосторонний конфликт с участием большинства учеников класса. Конфликт среди группы родителей (законных представителей) обучающихся класса. Класс "поделился" на враждующие группировки или большая часть класса объединилась против одного (травля)* Отсутствие партнерства школы и родителей. Развитие класса как команды. Профилактика возможных конфликтов. Формирование нового класса, слияние классов и т.д* Конфликт между педагогами* Конфликт на стадии эскалации с большим числом участников. В конфликт включились группы родителей обучающихся, представители администрации образовательной организации, средств массовой информации, иногда уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, правоохранительные органы* Конфликт в семье Отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком, ребенок совершает правонарушения, систематически пропускает по неуважительным причинам занятия в образовательной организации, находится в социально опасном положении и т.д.* Совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, в том числе с возбуждением уголовного дела либо при отказе в его возбуждении, с последующим рассмотрением ситуации на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом* Напряженные отношения в "педагогической команде" (объединение разных педагогических коллективов в единый образовательный комплекс, назначение нового директора образовательной организации и т.п.)* Восстановительная программа Восстановительная медиация Круг сообщества Профилактические восстановительные программы Восстановительная медиация Школьно-родительский совет Восстановительная медиация Семейный совет (семейная конференция) Восстановительная медиация. Семейный совет (семейная конференция) Круг сообщества С ситуациями, отмеченными в таблице звездочками (*), рекомендуется работать специалистам ШСП в сотрудничестве с территориальными службами примирения.